Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение эмоционального интеллекта является одним из перспективных направлений психологии психолого-педагогической науки. Исследования эмоционального интеллекта появились в научном мире в начале 1990-х годов XX века. Этот концепт завоевал заслуженную популярность, причина которой связана как с попытками оценить адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так и с возможностями предсказать успешность поведения и деятельности в различных видах социальной активности, что весьма актуально в настоящее время. Будучи существом социальным, человек постоянно включается в различные социальные связи, а также «диагностирует» окружающую социальную среду. Способность подключиться к собеседнику, доступно оценить и интерпретировать собственные эмоции упрощает взаимодействие, делает его более успешным.
Особую актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в подростковом и юношеском возрасте.
Здесь эмоциональная сфера с одной стороны, активно развивается и важно развить умение оценивать и интерпретировать, а также и экологично отреагировать собственные эмоции. С другой стороны, старшеклассник динамично включается в социальные контакты, включен во взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами, решает вопросы достижения социальной успешности, профориентации, самоопределения и др. Данный период рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке как один из наиболее противоречивых и кризисных этапов для формирующейся личности. Вчерашний ребенок сталкивается с изменениями на всех уровнях существования человека: интенсивные изменения анатомии и физиологии, трансформация социального взаимодействия на качественном и количественном уровнях, изменение собственной идентичности, трансформация системы ценностей, познавательной и эмоциональной сфер.
Нередко юношеский возраст «вскрывает» противоречия и «напряжения» в отношениях с окружающими людьми, которые ранее подавлялись или не осознавались. Новое восприятие себя и мира в сочетании с отсутствием опыта принятия новых социальных ролей часто вызывает «нестандартные» поведенческие проявления, которые ранее младший подросток не использовал, а также эмоциональные реакции, которые не всегда контролируются юношей, и изменения в поведении со значимыми взрослыми, которые иногда «удивляют или пугают».
Юношеский возраст требует особого внимания, деликатности и грамотного сопровождения со стороны стабильных взрослых. При отсутствии грамотного психолого-педагогического сопровождения, понимания, выстраивания качественной коммуникации со старшеклассником, в первую очередь, в таких социальных институтах как школа и семья, при замене коммуникации «поучениями» и агрессией со стороны взрослого, старшеклассник, будучи еще не зрелой личностью, проявляет протестное поведение, избегание, инфантильные способы совладания со стрессом.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Особенности эмоционального интеллекта у старшеклассников»
Цель исследования: исследование особенностей эмоционального интеллекта у старшеклассников разного пола.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности учащихся.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта у старшеклассников разного пола.
Эмпирическая база исследования:
Выборочная совокупность: 50 старшеклассников, в возрасте 16-17 лет.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
- провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- провести эмпирическое исследование гендерных особенностей эмоционального интеллекта старшеклассников;
- подготовить выводы по теме исследования.
Методы исследования:
1. Метод анализа научной и методической литературы.
2. Методы психологической диагностики.
3. Методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Методика диагностики «Эмоционального интеллекта Н.Холла
2. Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭмИн)
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1.Особенности сформированности и проявления эмоционального интеллекта (исследования и компоненты)
Связь интеллекта с индивидуальными параметрами в зарубежной психологии всегда находилась в центре дискуссий. Первую часть обсуждения, посвящённую взаимовлиянию интеллекта и личности, начали Л. Терстоун и Р. Кеттелл [7], обнаружившие тесное переплетение некоторых личностных свойств с интеллектуальными особенностями.
Появление в зарубежной психологии термина «эмоциональный интеллект», не явилось для отечественной психологии открытием, поскольку, ученые поднимали вопрос о единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомиров и др.) [Цит.по 24]. Таким образом, несмотря на то, что понятие «эмоциональный интеллект» введено зарубежными психологами, в отечественной психологии у него есть аналог — термин, введенный О.К. Тихомировым — «эмоциональное мышление».
Интерес к проблеме эмоционального интеллекта привел к разнообразию его трактовок учеными в области психологии. В настоящее время можно встретить трактовки эмоционального интеллекта, определяющие его, как: способность действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний; способность к пониманию отношений личности, представленных эмоциями, к возможности управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуальной аналитико-синтетической деятельности; способность эффективного контроля эмоции и их применения для улучшения мышления; совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, определяющих общую способность успешно справляться с требованиями окружающей среды; эмоционально–интеллектуальная деятельность.
Понятие «эмоциональный интеллект» было введено Дж. Мейером и П. Сэловей в 90–х гг. XX века [2]. Изначально этим термином определялась способность к восприятию и пониманию проявлений личности, которые выражаются с помощью эмоций, а также к управлению собственными эмоциями на основе интеллектуальных процессов.
Эмоциональный интеллект, зачастую включают в структуру социального интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд и др. [1]), поскольку последний раскрывается как сложное структурное образование, включающее спектр способностей, предметом которых выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются сам человек и его социальное окружение, тогда как эмоциональный интеллект — это способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями.
Как пишет Д. Гоулман, эмоциональный интеллект — это способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [4, С. 73]. Д. Гоулман ассимилировал эмоции и мысли, подчеркнув тем самым возможность их саморегулирования. Так как в современной психологии проблема эмоционального интеллекта привлекает внимание многих исследователей, существует несколько моделей его объяснения. Все существующие модели можно условно можно разделить на три группы: способность, черта личности, совокупность способности и черты.
Понимание эмоционального интеллекта как способности представлено моделью Дж. Мэйера и П. Сэловея. В данной модели эмоциональный интеллект рассматривается как набор иерархически организованных способностей, которые связаны с переработкой эмоциональной информации [10]. В модели Д.В. Люсина эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию и управлению эмоциями, выделяются его виды – внутриличностный (понимание и управление собственными эмоциями) и межличностный (понимание и управление эмоциями другого человека) [24].
Как черта эмоциональный интеллект рассматривается в модели Р. Бар–Она. Данная модель определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентности, с помощью которых человек успешно справляется с разными жизненными ситуациями [10; 23].
Как сочетание способностей и черт эмоциональный интеллект определяется в модели Д. Гоулмана. Автор данной модели рассматривает самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями как составные части эмоционального интеллекта [11].
Несмотря на различие подходов к пониманию эмоционального интеллекта, большинство авторов сходятся во мнении об единстве эмоционального и общего интеллекта. Идея единства эмоционального и интеллектуального отмечалась многими отечественными и зарубежными психологами. С.Л. Рубинштейн отмечал единство и взаимосвязь эмоционального и интеллектуального как внутри эмоций, так и внутри самого интеллекта. То есть, он раскрывал механизм влияния степени осознанности (интеллектуальных процессов) эмоциональных переживаний на полноту и адекватность отношения личности с миром. Осознание собственного чувства, по мнению ученого, это возможность его соотнесения с объектом, которое оно вызывает и на которое направлено [24].
В соответствии с тем, что исследователи по–разному рассматривают модели эмоционального интеллекта, соответственным образом они дают различные определения эмоционального интеллекта как комплексного образования.
Р. Бар–Оном рассматривает эмоциональный интеллект как все не когнитивные способности, знания и компетентности, позволяющие человеку успешно справляется с различными жизненными ситуациями [12]. В интерпретации Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект является способностью понимать свои и чужие эмоции и управлять ими [24]. М.А.Манойлова считает, что эмоциональный интеллект – это субъективная характеристика личности, его целью является преобразование и развитие эмоциональной сферы субъекта. Механизм эмоционального интеллекта предполагает осознание собственного внутреннего состояния и состояния другого человека, отражение внешних эмоциональных состояний другого человека, в результате чего формируются психические новообразования личности [19].
Современные исследователи эмоционального интеллекта бесспорно принимают точку зрения о единстве эмоционального и общего интеллекта. М.А. Нгуемн признает эмоциональный интеллект компонентом общего интеллекта, его эмоциональным аналогом [22].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб.ст.; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Мн.: БГПУ, 2006. – С. 7–11.
2. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «Эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83–95.
3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57–65.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–87
5. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.
6. Выскочил H.A. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта / H.A. Выскочил // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 11–12. –С.123–129.
7. Галузо, П.Р. Осознанная саморегуляция учебной деятельности студентов / П.Р. Галузо. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 138 с.
8. Галузо, П.Р. Разработка опросника осознанной регуляции учебной деятельности студентов (ОРУДС) / П.Р. Галузо // Психологическая диагностика. – 2013. – № 4. – С. 66–109.
9. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, М. Энни. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
10. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.А. Гребенюк. – Симферополь, 2001. – 81 с.
11. Данелян П.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2015. Спецвыпуск ч 1. С.84-89.
12. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Давыдова Юлия Викторовна; [Место защиты: Рос. ун–т дружбы народов]. – Москва, 2011. – 22 с.
13. Дегтярёв А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением / А.В. Дегтярёв // Психологическая наука и образование. –
14. Дикая, Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2002. - 49 с.
15. Камышникова, Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Камышникова Любовь Дмитриевна; [Место защиты: Ин–т психологии РАН]. – Москва, 2012. – 20 с.
16. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
17. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
18. Моросанова, В.И. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения / В.И. Моросанова, И.Ю. Цыганов, А.В. Ванин, Е.В. Филиппова // Психологические исследования [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:http://www.psystudy.com/index.php/num/2012v5n24/707-morosanova24.html.
19. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов / М.А. Манойлова // Акмеология – 2003 – № 3 – С. 40–41
20. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов психологов в процессе обучения в вузе / И.Н. Мещерякова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2010. – Вып. 1 (81). – С. 157–161
21. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская ; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : [МОДЭК], 2004). - 511 с
22. Нгуен М.А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента–профессионала / М.А. Нгуен // Профессиональное образование. Столица. – Новые педагогические исследования – 2007. – № 5 – C. 137–140.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
24. Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2009. – 349.
25. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.
26. Семеновских Т.В., Дуплянкин В.В. Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/168PVN515.pdf (доступ свободный).